Консультационный онлайн-марафон для специалистов и родителей
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России информирует о проведении федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее – ФРЦ РАС) 4 и 5 апреля 2024 г. в рамках Всероссийской недели распространении информации об аутизме консультационного онлайн-марафона для специалистов и родителей (далее – консультационный марафон). Проект программы консультационного марафона прилагается.
Актуальная программа консультационного марафона, а также информация о нем размещается на портале ФРЦ РАС по ссылке: https://autism-frc.ru/work/events/1645.
Для участия в консультационном марафоне необходимо пройти электронную регистрацию по ссылке: https://autism-frc.ru/work/events/1645/registratsiya.

Примерная программа консультационного онлайн-марафона для специалистов и родителей 4-5 апреля, 2024 г.
4 апреля
11:00-11:15 Открытие онлайн-марафона. Приветственные слова.
11:15-14:15 «Сопровождение детей с признаками расстройств аутистического спектра в раннем возрасте»
Обсуждаемые вопросы:
− Как родителю распознать признаки аутизма у ребенка?
− Какие скрининговые методики эффективны для выявления признаков расстройств аутистического спектра?
− Какие диагностические методики применяются для диагностики расстройств аутистического спектра?
− Какие ещё диагностические инструменты необходимы для определения маршрута сопровождения ребенка с РАС?
− Какие программы ранней помощи эффективны при работе с детьми, имеющими признаки расстройств аутистического спектра?
− Как правильно построить работу с ребенком раннего возраста, имеющим признаки РАС?
− Где специалистам и родителям можно пройти обучение по теме ранней помощи?
14:15-14:45 Перерыв
14:45-17:15 Дискуссионная сессия «Образовательный маршрут и специальные условия обучения детей с РАС»
Обсуждаемые вопросы:
− Может ли ребенок с аутизмом обучаться в обычном детском саду или школе?
− Какие возможности обучения ребенка с РАС существуют в Российской системе образования?
− Как выбрать образовательную организацию для ребенка с РАС?
− Какие специальные условия обучения необходимы для ребенка с РАС?
− Что может сделать родитель для обеспечения необходимых условий обучения ребенка?
− Как правильно построить процесс обучения ребенка с РАС?
− Когда необходима индивидуализация процесса обучения? Как ее организовать в интересах ребенка?
− Какими компетенциями должны обладать учителя и специалисты, работающие с детьми с РАС?
5 апреля
11:00-11:05 Открытие второго дня онлайн-марафона.
11:05-14:00 «Эффективное взаимодействие с ребенком с РАС. Преодоление нежелательного поведения»
Обсуждаемые вопросы:
− Каковы причины возникновения нежелательного поведения?
− Что делать в случае проявлений нежелательного поведения у ребенка с РАС?
− Какие существуют методы преодоления нежелательного поведения?
− Каковы отличия в работе с нежелательным поведением у детей разного возраста?
− Есть ли разница в работе с нежелательным поведением дома и в детском саду/школе?
− Как организовать взаимодействие с ребенком с РАС родителям и специалистам?
− Какие жизненно важные навыки необходимо сформировать у ребенка с аутизмом для повышения его адаптации?
− Как сформировать жизненно важные навыки у ребенка с аутизмом?
− Какие существуют средства альтернативной коммуникации и как их подобрать для ребенка с РАС при выраженных речевых нарушениях?
− Каким социальным и коммуникативным навыкам необходимо научить ребенка с РАС для обучения и включения в среду сверстников?
14:00-14:30 Перерыв
14:30-17:15 «Социальная адаптация: жизненные навыки, творчество, спорт, досуг»
Обсуждаемые вопросы:
− Какие внеучебные занятия и виды деятельности могут быть полезны для ребенка с расстройствами аутистического спектра?
− С какого возраста возможно включение ребенка с РАС во внеучебные занятия и виды деятельности?
− Как определить готовность ребенка с РАС к посещению внеурочных занятий и участию во внеучебных видах деятельности?
− Какие навыки должны быть сформированы у ребенка с РАС для включения во внеучебную деятельность?
− Как подобрать подходящие спортивные занятия для ребенка с аутизмом?
− Как организовать посещение с ребенком музея, театра, кафе или другого культурного, общественного пространства?
− Какие условия должны быть созданы в общественном пространстве, чтобы оно было доступным для человека с РАС?
− Как организовать общение подростка с РАС со сверстниками?
− Чему важно научить подростка с РАС в период взросления?